Лопата состоит из двух частей

Современные виды лопат

  • Штыковая лопата – подойдет почти для всех видов садово-огородных работ. Ею можно вскапывать и пересаживать, рыть канавы, обрезать кромки. Штыковые лопаты могут имеют полотно двух форм: прямоугольной и округлой. Округлой удобнее вскапывать целину и твердые грунты, а прямоугольной – обработанный рыхлый грунт.
  • Совковая лопата – предназначена для работ с сыпучими материалами (верхней частью почвы, гравием, песком). Такой лопатой удобно разравнивать поверхность земли и формировать канавы. При огородно-садовых работах штыковая ее не заменит.
  • Садовая лопата – таким инструментом удобно выкапывать и пересаживать многолетники, кустарники и деревья, переворачивать почву в саду. Она отлично поможет при формировании дорожек и цветочных клумб.
  • Лопата для канав – служит для очистки имеющихся траншей и выкапывания узких канав. Ею также удобно будет пересаживать деревья и кустарники.
  • Траншейная лопата – специальный инструмент, предназначенный для прочистки стоков, траншей, канав и т.д. Ее можно использовать при пересадке зелени.
  • Универсальная лопата – является многопрофильным инструментом, служащим для выполнения работ в ограниченном пространстве. Она может храниться в багажнике автомобиля, с легкостью умещается на садовых тележках. Такая лопата будет полезна туристам, она также подойдет при работе с цементом.

Полезные советы

  • Металлическое полотно лопаты не должно покрываться ржавчиной. Поэтому при выборе этого инструмента обязательно уточните у продавца, из какого материала сделан лоток. В продаже чаще всего можно встретить недорогие лопаты, изготовленные из черного металла, – обычной стали. Приобретая такой инвентарь, следует обратить внимание на его вес. Полотно того инструмент, что тяжелее, будет сделано из более толстого металла, оно не согнется при проведении работ и прослужит дольше.
  • Лопаты, чей лоток изготовлен из нержавеющей стали, стоят дороже. Стоимость лопат с полотнами из титана либо из сплава титана с алюминием будет еще выше, однако и срок их службы гораздо дольше, чем у более дешевого инструмента. Такими лопатами работать намного легче, так земля к ним не прилипает, а весят они немного.
  • При покупке лопаты необходимо проверить прочность крепления черенка. Полотно должно крепиться к рукояти клепкой или болтом. Черенок необходимо подбирать под свой рост: лопата на 10 сантиметров должна быть ниже плеча. Предпочтение следует отдать деревянному черенку, потому что пластмассовый будет скользить в руках при работе. А вот ручка на конце рукояти в принципе не нужна, пригодится она лишь для того, чтобы подвесить лопату в месте хранения дачного инвентаря.

Ссылки

  • Садовая техника и инвентарь, социальная сеть для садоводов, огородников и цветоводов Асиенда.ру
  • Дача, сад, огород, женский журнал myJane.ru
  • Сад, огород и дача, женская социальная сеть myJulia.ru

Лопата хлебная — элемент печной утвари (наряду с кочергой, ухватом, заслонкой, дежой и др.), обрядовые функции и символика которого определяются принадлежностью к домашнему очагу и огню и причастностью к изготовлению хлеба. С лопатой в народной традиции вост. и зап. славян связано несколько устойчивых «контекстов»; печение хлеба вообще и особенно печение каравая в свадебном обряде, обряд «перепекания ребенка» как прием лечебной магии; магические ритуалы остановки дождя и отгона градовой тучи; лопата известна также как атрибут мифологических персонажей.
В обрядах, связанных с изготовлением хлеба, лопата и само действие сажания хлеба в печь ассоциируются с коитусом, при этом лопата симdолизирует мужской член, а печь — женскую утробу. В в.славянском каравайном обряде присутствуют разнообразные манипуляции с лопатой: перед посадкой каравая в печь крестная мать слегка ударяла лопатой по голове всех присутствующих в хате, «каб шчасце було» (пин.); когда вынимали каравай, трижды стучали лопатой в потолочную балку, а затем подруга невесты выскакивала с этой лопатой на улицу: если первым ей встретится мужчина, то она вскоре выйдет замуж. На Украине, когда вынимали из печи лопатой, на которой сажали каравай, парни отнимали ее у женщин-каравайниц, скакали с ней и пели: «Ой носати коровайниця, носати, / Що дали хлопцям з лопатою скакати»; если же каравайницам удавалось удержать лопату, то они тоже скакали с ней и припевали, требуя горилки. В Полесье каравайница, посадив каравай в печь, скакала по хате с лопатой (ровен.); когда пекли каравай в доме молодого, ударяли лопатой жениха (Житомир.); бабы старались ударить лопатой крестного отца, который сидел на «покути», и обсыпать его мукой; тот отбирал лопату, и она три дня стояла в красном углу (брест.); крестная брала лопату и стучала ею в стены и потолок крест-накрест, как будто крестила дом, и говорила: «Господи, ладь и гладь» (брест.).
По бел. обычаям, при повседневном печении хлеба после посадки хлеба в печь было принято выносить лопату из хаты в сени или в комору, «чтобы в хате никто не был никому должен». Перед посадкой хлеба в печь его крестили, держа хлеб на лопате, или подкладывали под буханку на лопате крест из двух щепочек (полес.).
Как при обычном, так и при праздничном печений хлеба, засунув лопату с хлебом в печь, ее обязательно поднимали кверху, до верхней стенки печного отверстия, «чтобы хлеб рос» (полес.), или же поднимали лопату после того, как оставят в печи хлеб; часто при этом стучали лопатой в потолок. Польские хозяйки при этом говорили: «Расти, хлебушек, высоко». Иногда было принято с той же целью вынутую из печи после посадки хлеба лопату ставить у печи вертикально ручкой вниз и лопастью вверх (полес.). Часто запрещались действия, которые могли помешать «росту» хлеба: в частности, запрещалось детям проходить под лопатой (хлеб не будет расти; сами дети перестанут расти; волосы не будут расти и т. п.), не позволялось переступать через лопату, это грозило тем, что хлеб не удастся.

Фаллическая символика лопаты используется и в скотоводческой магии: чтобы корова успешно «погуляла», считалось полезным после посадки хлеба в печь соскрести с лопаты остатки теста и скормить корове, бросив их через дверь, после чего сразу же вести корову к быку; так же кормили корову «поскребками» в Полесье (ровен.) или, подведя к быку, ударяли ее лопатой (брест.). В Каргополье, когда корову гнали к быку, ее «крестили» лопатой: «возьму лопату, хлеб садить, и так с головы до хвоста: „Пошла одна, иди двоими!», — когда загуляется». В Дмитровском у. под Москвой еще в начале XX в. «корову, выгоняя, ударяли лопатой, которой веют хлеб, чтобы она телила тёлок».
В народной медицине использование лопаты основано на той же фаллической и «производительной» символике: известный ритуал лечения рахита («собачьей старости»} у вост. славян путем сажания ребенка на лопату и засовывания его в теплую после выпечки хлеба печь имитируtт его «второе рождение». Этим же приемом пользовались в Полесье для избавления от «подменыша» и лечения «крикс» (гомел.). См. Перепекание детей. В Полесье больного ребенка сажали на лопату и только подносили к горячей печи, угрожая, что посадят в печь. На Рус. Севере для избавления ребенка от «собачьей старости» его сажали на лопату и просовывали через отверстие, прокопанное в меже на поле (Каргополье). Лопата использовалась и другим образом, например, у поляков детей лечили от сухот тем, что купали их в воде, куда клали тесто, соскребенное с лопаты. Украинцы для избавления от сглаза обращались за помощью ко всему, что есть в доме, в том числе и к лопате: «Стань мыни, Господы, в помочи и столы, и лавкы, сокыры, лопаты и все те, що тылько есть у хати».
Причастность лопаты к сакральному процессу печения хлеба, ее постоянный контакт с домашним огнем и печью, а через нее с иным миром придают этому предмету домашней утвари магические свойства защитные и продуцирующие. В Полесье на свадьбе хлебной лопатой крестят стены дома, чтобы обезопасить молодых в их будущей жизни, ею же иногда благословляют молодых. В Каргополье при въезде в новый дом лопату и прочие печные приборы вносят в первую очередь.
Одной из главных сфер магического использования лопаты является метеорологическая магия, а главной функцией — магический отгон тучи и остановка дождя и града. Широко распространен обычай при приближении тучи, в случае уже начавшейся грозы или проливного дождя выбрасывать из дома во двор лопату или выставлять ее за дверь, у порога, прислонив к дому, к красному углу снаружи дома (полес.); иногда лопату бросали в колодец, чтобы остановить дождь (гомел.). Его объяснением может служить восприятие лопаты как своего рода «агента» земного огня, что дает ей способность противостоять небесной влаге. По полес. верованиям, если дождь упадет на лопату, то перестанет идти. Часто лопату выносят или выставляют вместе с другими предметами печной утвари (кочергой, ухватом, помелом, дежой, скалкой для теста, сковородкой, у юж. славян глиняной формой, в которой выпекают хлеб); существенным может быть и то, как кладется или ставится лопата: нередко предписывается ее обратное обычному положение — ручкой вниз или тыльной стороной лопасти кверху — с расчетом на то, что переворачивание лопаты «отвернет» тучу от села. По некоторым редким свидетельствам, выбрасывание лопаты применялось и для вызывания дождя: лопату клали возле порога или на колодец (гомел.). Чтобы ребенок не боялся грома, ему давали целовать хлебную лопату (гомел.).

Лопата могла использоваться и для закрещивания надвигающейся тучи; ею размахивали, рассчитывая таким способом отогнать тучу от села, на нее навешивали пасхальную скатерть и таким «флагом» махали в сторону тучи; ее могли укладывать крест-накрест с кочергой; ее клали на поле так, чтобы градины разбились о лопату; лопатой перебрасывали градины поочередно через правое и левое плечо (гомел.) и т. п. Иногда лопату оставляли снаружи дома в целях превентивной метеорологической магии. Применение лопаты для отгона тучи практикуется главным образом у вост. славян (особенно много свидетельств из Полесья) и в Польше, но оно известно и в других славянских регионах — Сербии, Словении. В серб. ритуалах отгона тучи лопата может играть роль стола, на котором размещаются угощения для тучи (хлеб, соль, вино, ложки, свеча, иногда рождественская солома и др.): лопату с этими угощениями выносят во двор, чтобы задобрить, умилостивить тучу и заставить ее уйти от села.
В сфере народной демонологии лопата фигурирует прежде всего в качестве «средства передвижения» демонов: верхом на лопате (как и на кочерге, помеле, метле) перемещаются ведьмы и колдуны. В Полесье полагали, что в купальскую ночь знахари, чаровники и ведьмы возвращаются на лопате с шабаша на Лысой горе и принимаются отбирать молоко у коров. Так же и в Польше верили, что каждый год в Великую пятницу перед Пасхой чаровницы выезжают на лопате или на метлах на Лысую гору. По ю.славянским верованиям, лопаты могут служить орудием здухачей.
В своих символических значениях лопата составляет пару с хлебной дежой. По полес. обычаям, дежу всегда покупали вместе с лопатой; их вместе мыли в Чистый четверг (житомир.); для защити от грозы оставляли под крышей лопату и хлебную дежу (гомел., Золотуха) и т. п.
С. М. Толстая

    Хлебная лопата

Хлебная лопата — обязательный атрибут крестьянской жизни, при непосредственном участии которого выпекали хлеб. В традиционной культуре славян довольно часто использовалась в различных обрядовых контекстах и имела соответствующие обрядовые функции. Так, самым активным образом хлебную лопату включали в обряд выпекания свадебного каравая.

Перед тем, как посадить каравай в печь, крестная мать слегка ударяла хлебной лопатой всех, кто присутствовал в доме, «чтобы счастье было». После того, как каравай достанут из печи, она же трижды стучала хлебной лопатой по первой балке, которая находилась на потолке в непосредственной близости от печи. Та девушка, которая никак не могла выйти замуж, выхватывала лопату из рук крестной и выбегала на улицу. Считалось, если она первым встретит мужчину, то скоро выйдет замуж, если женщину — ее мечты в этом году не сбудутся.

Считалось, что продуктивные качества — так называемый спор, или удачу — хлебная лопата могла передавать не только людям, но и животному. Так, чтобы корова «пришла с теленком», ее, прежде чем отправить к быку, трижды «перекрещивали» (слегка били по спине) хлебной лопатой.

В повседневной жизни в отношении хлебной лопаты существовал ряд правил и запретов. Так, после того как хлеб поставили в печь, хлебную лопату надо было поднять как можно выше, дотронуться до балки или печной трубы, чтобы хлеб хорошо поднялся. А потом выставить лопату в сени или поставить в клеть, «чтобы в доме никто никому не был должен». Причем лопату надо было ставить ручкой вверх. Хлебную лопату запрещалось использовать не по назначению. Считалось: тот, кто нарушит это правило, будет болеть, дети перестанут расти, хлеб перестанет подниматься, и такой лопатой в дальнейшем пользоваться было нельзя.

Хлебную лопату использовали и как магическое средство во время лечения детей от испуга. Для этого ребенка клали на хлебную лопату и засовывали ненадолго в печь, из которой только что достали хлеб. На Полесье делали еще и так: больного ребенка сажали на лопату, подносили к сильно истопленной печи, в которой пылал огонь и «пугали» болезнь.

Считали: если капли дождя — воды Небес — упадут на хлебную лопату, то обязательно «опекутся» и попросят Бога остановить дождь. Поэтому, как только начиналась гроза, хозяйка должна была выбросить хлебную лопату на двор.

Хлебной лопатой «закрещивали» грозовую тучу. Для этого брали пасхальную скатерть (ту, которая была на столе в день празднования Пасхи), прикрепляли к лопате и размахивали, как хоругвями, из стороны в сторону, словно разгоняя тучи.

Дежа и хлебная лопата всегда представлялись как неразлучная пара, которая только вместе будет способствовать благополучию и счастью в семье. Поэтому, когда надо было выбросить старые кадку и лопату, их жгли вместе — на масленичном или купальском костре. Когда надо было купить или сделать новые — приобретали вместе, только парой.

Оксана Котович, Янка Крук. Газета «Звязда», www.zvyazda.mіnsk.by, апрель 2011 года.

Далее: веретено. Смотрите все статьи.

AM PM отзывы о коллекции Gem>Рукоятка ползункового регулятора

Главная

Ответ: ДВИЖОК

Подходит?

Задать другой вопрос:

1-я буква Д; 2-я буква В; 3-я буква И; 4-я буква Ж; 5-я буква О; 6-я буква К;

  • широкая деревянная лопата для уборки снега на улицах
  • основа компьютерной игры
  • мотор (разг.)
  • моторчик
  • небольшой мотор
  • широкая деревянная лопата для снега
  • рукоятка ползункового регулятора
  • широкая лопата
  • мотор на языке автомобилистов
  • ползунок громкости
  • широкая деревянная лопата для уборки снега на улицах
  • мотор автомобиля (разг.)
  • Небольшой двигатель
  • широкая лопата для уборки снега
  • мотор (разг.)
  • деталь логарифмической линейки
  • широкая деревянная лопата для снега
  • рукоятка ползункового регулятора
  • мотор
  • Лопата для уборки снега на улицах
  • ползунок регулятора на аппаратуре
  • мотор на языке автомобилистов
  • небольшая передвигающаяся, скользящая вдоль оси часть в разных механизмах
  • мотор автомобиля (разг.)
  • ползунок регулятора на радиоаппаратуре
  • широкая лопата для уборки снега
  • деталь логарифмической линейки
  • челнок в приборе
  • лопата для уборки снега
  • мотор
  • основа компьютерной игры
  • ползунок регулятора на аппаратуре
  • небольшая передвигающаяся, скользящая вдоль оси часть в разных механизмах
  • моторчик
  • небольшой мотор
  • ползунок регулятора на радиоаппаратуре
  • широкая лопата
  • челнок в приборе
  • лопата для уборки снега
  • ползунок громкости

Записи созданы 2587

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх