Мирт

Краткое описание выращивания

  1. Цветение. В первой половине летнего периода.
  2. Освещенность. Свет должен быть ярким, но рассеянным.
  3. Температурный режим. В весенне-летний период ― от 18 до 20 градусов, а в зимнее время в комнате должно быть не теплее 10 градусов, но лучше если будет около 5 градусов.
  4. Полив. С весны и по осень растение надо поливать обильно сразу после того, как просохнет верхний слой почвосмеси в емкости. При холодной зимовке полив должен быть очень скудным и редким, но допускать полной пересушки земляного кома нельзя.
  5. Влажность воздуха. На протяжении всего вегетационного периода систематически увлажняйте куст из опрыскивателя тепловатой водой. В зимнее время опрыскивать его не надо.
  6. Удобрение. В весенне-летний период мирт регулярно подкармливают 1 раз в 7 дней, для этого используют комплексное минеральное удобрение. В зимнее время подкармливать его не надо.
  7. Период покоя. Наблюдается в зимнее время. Если куст стоит в северной части комнаты, то продолжительность периода покоя будет около 3 месяцев, а при размещении в южной части квартиры ― его длительность около 6 недель.
  8. Обрезка. Формирующую обрезку проводят каждый год в начале вегетационного периода.
  9. Пересадка. Молоденькие кусты надо пересаживать каждый год, при этом взрослые экземпляры ― 1 раз в 2 либо 3 года.
  10. Почвосмесь. Песок, торф, глинистая, дерновая и перегнойная почва в соотношении 1:2:2:2:2. А еще для посадки можно использовать субстрат, состоящий из песка, торфяной, перегнойной и дерновой почвы, при этом все компоненты берут в равных долях.
  11. Размножение. Черенкованием и семенным способом.
  12. Вредные насекомые. Белокрылки, мучнистые червецы, щитовки, трипсы и паутинные клещи.
  13. Заболевания. Проблемы при выращивании мирта могут возникнуть при нарушении правил полива либо из-за чрезмерно сухого воздуха.
  14. Свойства. Мирт считается целебным растением, которое по своей эффективности может посоперничать с антибиотиками.

Уход за миртом в домашних условиях

Освещенность

В связи с тем, что мирт нуждается в большом количестве яркого света, который должен быть обязательно рассеянным, его рекомендуется растить на западном либо восточном подоконнике. Если же он будет расти на окне северной ориентации, то его цветение будет более скудным. А если его разместить на южном подоконнике, тогда в теплое время года куст придется притенять от прямых солнечных лучей. В летнее время цветок можно перенести на улицу, при этом ему надо выбрать такое место, которое будет защищено от полуденных обжигающих лучей солнца. К яркому свету мирт приучают постепенно.

Температурный режим

На протяжении весенне-летнего периода кустик надо содержать в прохладном месте (от 18 до 20 градусов), потому что культура негативно реагирует на жару. В зимнее время мирт помещают в холодное место (не выше 10 градусов), при этом лучше всего в это время растение себя чувствует при температуре около 5 градусов. В том случае, если во время зимовки куст находится в тепле (выше 10 градусов), у него могут опасть все листья. Комнату, где стоит цветок, обязательно систематически проветривают.

Полив

Для полива следует использовать исключительно мягкую воду, а еще она должна быть хорошо отстоявшейся (не меньше 24 ч). Весной, летом и осенью культура нуждается в обильном поливе, который проводят сразу же, как просохнет верхний слой субстрата. При холодной зимовке полив надо сократить, однако следите за тем, чтобы ком земли в горшке ни в коем случае не пересох. Также проследите за тем, чтобы в почвосмеси не застаивалась жидкость. В том случае, если земляной ком все-таки пересох, емкость вместе с кустом погружают в емкость с водой.

Влажность воздуха

Культуре необходима повышенная влажность воздуха, в связи с этим в весеннее, летнее и осеннее время куст систематически увлажняют из пульверизатора, используя для этого хорошо отстоявшуюся и мягкую воду. Во время холодной зимовки увлажнять его не надо

Удобрение

В весенне-осенний период мирт необходимо регулярно подкармливать, для этого используют удобрение для комнатных растений. Регулярность подкормок должна быть ― 1 раз в 7 дней.

Период покоя

Если мирт растет на северном подоконнике, тогда продолжительность периода покоя будет равна 3 месяцам. Если же его выращивать на южном окне, то период покоя будет более коротким, а точнее, около 6 недель.

Обрезка

Культура нуждается в регулярных обрезках. Если куст не обрезать совсем, то его форма будет пирамидальной, при обрезке боковых побегов формируется деревце, а если провести обрезку верхних побегов, то мирт будет иметь форму куста. Специалисты не рекомендуют, очень часто обрезать боковые побеги дело в том, что ствол у растения довольно слабый, а при частой прищипки цветение становится более скудным. При выращивании в комнатных условиях культура отличается очень быстрым ростом, всего за 2 года из маленького кустика у вас может сформироваться густое и эффектное растение.

Пересадка мирта

Молоденькие растения пересаживают систематически каждый год. А взрослые экземпляры пересаживают реже, а точнее, 1 раз в 2–3 года. Во время пересадки не засыпайте почвосмесью основание ствола. Для посадки и пересадки можно использовать несколько различных субстратов:

  • песок, перегнойная, глинистая и дерновая почва, берутся в соотношении 1:2:2:2;
  • соединяют песок, дерновую, перегнойную и торфяную почву, которые берут в равных долях;
  • простая парниковая земля.

Для того чтобы избежать застоя жидкости в корневой системе растения, на дне горшка сделайте хороший дренажный слой.

Ядовитость

У чувствительных людей листва мирта обыкновенного может вызвать тошноту и головную боль.

Способы размножения

Выращивание из семян

Емкость заполните почвосмесью, на ее поверхности надо равномерно распределить семена, которые присыпают тоненьким слоем того же субстрата. Для посева используют почвосмесь, состоящую из песка и торфа либо торфа и вермикулита. Посев семян проводят в землесмесь, которую предварительно поливают, а затем проливают раствором фунгицидного препарата. Посевы сверху накрывают стеклом (пленкой), их систематически проветривают, при необходимости поливают и держат в прохладном месте (около 19 градусов). Первые всходы должны показаться спустя 7–15 дней. А когда у них сформируется первая пара настоящих листовых пластин, их следует распикировать в отдельные горшочки, которые наполняют субстратом, состоящим из торфяной, дерновой и перегнойной почвы, а также песка (1:1:1:1). После пикировки рост сеянцев может на некоторое время приостановиться, но потом все нормализуется. Когда корневой системе растеньиц станет тесно в горшочках, их пересаживают методом перевалки в более крупные емкости, после чего им обеспечивают такой же уход, что и взрослым растениям. Первое цветение начнется только в пятилетнем возрасте.

Размножение мирта черенками

Черенкование можно провести дважды в год: в январе и в июле. Для этого заготавливают полуодревесневшие черенки, длина которых может варьироваться от 50 до 80 мм, больше половины листовых пластин надо обрезать, при этом те, которые остались, укорачивают, это позволит уменьшить испарение влаги. Для лучшего укоренения место среза рекомендуется обработать средством, стимулирующим рост корней. На укоренение черенки высаживают в ящички либо плошки, которые наполняют землесмесью, состоящей из листовой почвы и крупного песка. Емкость с черенками укрывают стеклом (пленкой), их убирают в затененное место и обеспечивают им регулярный полив и проветривание. Для лучшего укоренения температуру воздуха поддерживают на уровне от 18 до 20 градусов. У черенков корни отрастают спустя 20–30 дней, затем их высаживают в отдельные горшочки, в поперечнике достигающие 70 мм, которые заполняют субстратом, состоящим из торфяной, дерновой и перегной почвы, а еще песка (1:1:1:1). Чтобы стимулировать цветение, мирту понадобится обильный полив и прищипка. После того как корневой системе подросшего растеньица станет очень тесно в горшке, его надо перевалить в другую емкость которая должна быть немного больше предыдущей. Первое цветение куста, который вырос из черенка, наблюдается через 3 либо 4 года.

Виды мирта с фото и названиями

Мирт обыкновенный

В домашнем цветоводстве чаще всего выращивают мирт обыкновенный (Myrtus communis) с коротким разветвленным стволом, покрытым отслаивающимися чешуйками коры красно-бурого цвета. Листья зеленые, овально-ланцетные, глянцевые, кожистые, с приятным ароматом. Цветки белые или бледно-розовые с выступающими тычинками, плоды – красно-черные ягоды. Цветет с июня по август. Популярные культивары: «Тарентина» – компактный куст с ягодами помельче, чем у исходной формы, но зато их значительно больше, чем у мирта обыкновенного; у вариегатной разновидности по зеленым листьям кремовато-белый рисунок.

Мирт пышный

Интересен также мирт пышный (Myrtus apiculata) – куст или деревце с отслаивающейся коричневой корой, под которой ствол кремово-белого цвета. Листья темно-зеленые, эллипсовидные, матовые. Белые одиночные цветки распускаются в июле-августе, черно-красные плоды съедобны.

Мирт хеквен

Дерево с блестящими зелеными листьями с морщинистым краем. Этот вид самый устойчивый из миртов.

Мирт Ральфа

Прямостоячий куст с цветками розоватого оттенка и красными съедобными ягодами. Имеет пеструю разновидность с бело-кремовой каймой по краю листьев.

>Комнатное растение «Мирт»: полезные и вредные свойства

Лечебные свойства или лечение миртом

  • укрепляет иммунитет;
  • помогает при лечении простудных заболеваний;
  • применяется при болезнях верхних дыхательных путей;
  • имеет ранозаживляющее действие;
  • является естественным антисептиком;
  • обладает болеутоляющим действием;
  • успешно борется с различными опухолями;
  • отличное противоаллергическое средство.

И это далеко не весь список полезных свойств этого растения.

Также миртовое масло успешно применяется в косметологии.

Косметика с использованием этого масла увлажняет и питает эпидермис, лечит проблемную кожу с угревой сыпью. Также это эфирное масло укрепляет волосы, улучшает структуру волос.

  • При заболеваниях кожи успешно используют примочки из миртового отвара;
  • При ангине полоскания этим отваром принесут заметное облегчение и быстрый положительный эффект. Особенно хорошо такие полоскания помогут детям;
  • Настой мирта выручит при лечении герпеса.Для этого на пораженный участок наносится ватный диск, смоченный настоем;
  • При глазных болезнях делают примочки из настоя мирта прямо на глаза, а также употребляют целебную настойку внутрь;
  • Спиртовая настойка с миртом поможет при гнойном отите, бронхите, пневмонии и др;
  • 5 капель масла мирта, растворенных в горячей воде – прекрасное средство для ингаляций при простудных заболеваниях;
  • Втирание миртового масла в десны поможет при пародонтозе;
  • Масло мирта – хорошее средство для растирания при различных простудных инфекциях.

>Фото

Ниже на фото вы познакомитесь с внешним видом растения Мирт:

Мирт (миртовое дерево)

Мирт обыкновенный или миртовое дерево (Myrtus communis) — вечнозеленое растение с небольшими блестящими яйцевидными листьями. Летом мирт цветет белыми или кремовыми цветками с большим количеством крупных золотистых тычинок, а осенью на нем появляются ягоды темно-синего цвета. Известно около 100 видов мирта

, но они являются достаточно сложными в домашнем содержании, поэтому чаще всего дома выращивается только мирт обыкновенный (Myrtus communis) Он имеет несколько культурных форм, у которых варьируются расположение листьев и способность к цветению.
В природе мирт обыкновенный может достигать высоты до 5 метров, но при выращивании дома обычно не превышает 60 см. При просмотре листочка мирта на просвет на нем видны мелкие точки – это эфирное масло, придающее мирту пряный аромат. Именно за эфирное масло и ценится это растение. Само его название, мирт, в переводе с греческого языка означает «бальзам». В медицинских целях используют отвары из листьев растения. Они применяются, например, при заболеваниях пищеварительной системы, болезнях печени, простудах, туберкулезе.

Мирт — выращивание и уход

Освещение. Миртовое дерево – растение светолюбивое. Любит яркий солнечный свет с небольшим количеством прямых лучей. Летом рекомендуется мирт выносить на открытое пространство. Оптимальным местом для мирта является подоконник с западной или восточной стороны. Это расположение благоприятно не только по освещению, но и по температурному режиму, требуемому растению (см. далее).
Для миртового дерева благоприятным является приток свежего воздуха. Летом его даже рекомендуется выставлять на открытый воздух (в сад, на веранду или балкон). Но к этому новому «месту жительства» растение нужно готовить постепенно.
Если растению не обеспечить необходимые условия освещения, то у него возникнут проблемы. При недостатке света стебли мирта станут вытянутыми, а листья мелкими и бледными. А в случае избытка света листья пожелтеют, и края у них скрутятся. Комнатный мирт может расти и в полутени, но в светлом месте его крона достаточно быстро развивается.

Температура. Миртовое дерево предпочитает температуру умеренную и ниже умеренной. Летом это до 23°С. А зимой, когда наступает период покоя, это 6-10°С.
Для обеспечения такого температурного режима рекомендуется отгородить батарею таким образом, чтобы теплый воздух от неё не поступал к растению.
При температуре выше, чем требуется, растение сбрасывает листву. Но это не фатально. При отсутствии других ошибок в уходе весной лиственный покров восстановится. В весенне-летнее время мирт хорошо себя чувствует при умеренной температуре – 20-25 С. Но зимой растению нужна прохладная – 8-10 С. При теплой зимовке мирт может сбросить листья.

Влажность воздуха. Миртовому дереву нужна повышенная влажность воздуха. Сухой воздух, особенно зимой, может привести к тому, что комнатный мирт сбросит листву. Для повышения влажности растение можно поставить на поддон с влажным керамзитом и опрыскивать не реже 1 раза в день.

Полив. Полив миртового дерева обильный весной-летом, верхний слой почвы (5 мм) должен немного подсохнуть. Почва между поливами не должна окончательно пересыхать, но и в поддоне вода не должна долго застаиваться. Если эти условия не были соблюдены, то растение может сбросить листья. В таком случае рекомендуется до половины срезать побеги и продолжить полив в требуемом режиме. Через пару недель после этого у растения должны появиться новые листочки.
В период покоя (зима) полив нужно сокращать, но почва также никогда не должна окончательно пересыхать. Пересушка земляного кома приводит к тому, что мирт может сбросить листья и даже погибнуть. Зимой полив уменьшают, но в разумных пределах. Не допускайте высыхания субстрата, мирт этого очень не любит.

Подкормка. В период активного роста мирт нуждается в постоянной подкормке, вплоть до еженедельной. Для этого можно использовать любые имеющиеся в продаже удобрения кроме извести.

Пересадка. Молодые деревца комнатного мирта пересаживают ежегодно в горшок чуть большего размера. Взрослые растения, которым более 5 лет, пересаживают каждые 3-4 года, в период между пересадками меняют верхний слой почвы. Пересадка производится обычно весной. Пересадку необходимо производить весной. Молодые растения следует пересаживать каждый год. А взрослые каждые 2-3 года, по мере необходимости. При этом новый горшок должен быть по размеру чуть больше прежнего.
При пересадке мирта нужно следить, чтобы основание ствола оставалось на прежнем уровне, без углубления.
В качестве грунта используются различные комбинаций перегноя, дерна, песка и др. Самым простым грунтом является смесь покупной и обыкновенной (уличной) земли в пропорции 2:1.

Обрезка и формирование. Миртовое дерево хорошо поддается обрезке и формированию кроны. Более подходящее слово для этого процесса – стрижка. Если не заниматься формированием растения, то оно самостоятельно приобретет форму пирамиды. В случае обрезки верхнего побега мирт будет выглядеть как кустик. А при обрезке нижних боковых побегов из него можно сформировать деревце в стиле бонсай.
Не нужно сильно усердствовать с обрезкой боковых побегов, так как ствол мирта не очень прочный. Также следует учесть, что частая обрезка молодых побегов подавляет цветение.

Мирт является растением не очень быстрорастущим (до 10-15 сантиметров в год). Поэтому, если вы задались целью не пускать его рост на самотек, а придать ему определенную форму, то этот процесс займет 2-3 года. Но по окончании этого периода вы получите уникальное растение, необычный вид которого будет радовать вас многие годы.

Цветение и плодоношение комнатных миртов. Если мирт не очень часто обрезать и формировать кустом, то в начале лета он начинает цвести белыми цветками. Мирт, выращенный из семечки, цветет на 3-й год, из черенков – на 2-й год.

Размножение. Размножать мирт можно семенами или черенкованием. Неодресневевшие черенки, длиной 8-10 см, втыкают в смесь торфа с песком на глубину 2-3 см. Размножение черенками производят весной. При этом используют черенки длиной 8-10 см., срезы у которых рекомендуется обработать стимуляторами роста. С черенков удаляют нижние листья, после чего их помещают в смесь торфа и песка (пропорция 1:1). Сверху их необходимо накрыть банкой или пленкой и поместить в хорошо освещенное место. Изредка нужно производить проветривание, чтобы не произошло загнивания черенков и закисания почвы.
Укоренение занимает 2-4 недели. Рассадку производят через 1,5-2 месяца, после которой требуется обеспечивать уход как за взрослыми растениями. Сразу после начала роста необходимо производить прищипывание, иначе растения почти не будут ветвиться.

Болезни и вредители. Паутинный клещ, тля, щитовка. Прежде всего, это касается старых экземпляров растения. Хотя оно может в любом возрасте подвергнуться их атаке, если в зимний период его содержать при слишком высокой температуре. Однако, не следует сразу использовать в борьбе с насекомыми ядохимикаты. С паутинным клещом можно попробовать бороться с помощью струи водопроводной воды, которой он просто будет смыт, а для удаления пемфига и кокцида использовать кисточку, смоченную в мыльно-спиртовом растворе.

Растения зимой. Мирт желательно содержать в прохладном месте при температуре 8-10 С. Полив умеренный, но важно следить, чтобы земля не пересыхала.

Попробуйте слегка потереть листья миртового дерева, почувствуйте тонкий приятный запах, наполняющий вашу душу покоем, и вы сразу станете готовы простить ему за это все его капризы!

Полезные свойства мирта: Листья и цветки мирта содержат эфирные масла, которые обладают антимикробным действием.

Пусть комнатные растения всегда радуют Вас своей красотой!

Мирт. Истории и легенды

подготовила Екатерина Зиборова

Скромнейшее из растений, цветок изгнанника рая Адама и царственных невест — мирт — столь популярно среди народов разных стран, что ему могут позавидовать многие из роскошных цветов. А ведь красота мирта — лишь в пахучих блестящих листьях.
Согласно древней арабской легенде, Адам унес мирт с собой из рая, чтобы поселить на грешной земле хотя бы одно из растений, украшающих собой сад блаженства; поэтому мирт в древности служила символом надежды, отголоском райского счастья. По другим сведениям, родина мирта — Персия, откуда он в незапамятные времена был перенесен из Египта, где мы можем встретить его изображение: на памятниках фараонов миртовые ветви обычно несут плачущие и идущие впереди шествия женщины.

В ещё большем почете мирт у древних иудеев: он носил название «абот» и считался эмблемой мира. Еврейские законы предписывали убирать его зеленью палатки во время семидневных празднеств в память исхода из Египта. Единение растений мирта, пальмовых ветвей, ветвей плакучей ивы и плодов добра (лимонов) называлось у них «аранг миним» и мистически изображало единение божества с его творением. В миртовом кусте явился Захарии и ангел, возвестив восстановление царства Израильского, вследствие чего его ветви предписывалось употреблять во время религиозных церемоний. Существовал и обычай украшать миртовыми венками покойников, но у христиан он не прижился. А обычай увенчивать ими головы невест, наоборот, сохранился до сих пор в некоторых странах, особенно в Германии.

Не меньшим уважением пользовался мирт и у древних греков. Они считали, что это растение — память о злодеянии богини мудрости Минервы. Легенда гласит, что нимфа Мирсина, которой Минерва любовалась и восхищалась, победила богиню в беге. Зависть затмила восхищение богини любимицей, и Минерва убила нимфу в отместку за задетое самолюбие. Но опомнившись, она ужаснулась и стала молить богов, чтобы они оставили ей хоть какое-нибудь воспоминание о Мирсине. Боги сжалились, и из тела погибшей выросло изящное, как и она сама, деревцо — мирт. Однако мирт не играла никакой роли в ритуалах, посвященных Минерве. Он был деревом, посвященном Венере, которая укрылась за ним от фавна, выйдя нагой из морских волн. По другому сказанию, венком из мирта была увенчана Венера в знаменитом споре о красоте, и благодаря ему-то Парис и отдал ей яблоко. Однако, Венера использовала ветви мирта и как розги: как говорят, она высекла ими Психею, когда та вздумала сравняться с Венерой в красоте. Позже мирт был посвящен спутнице Венеры — Грации, статуи которой держали в руках ветви мирта как символ чувственной любви. Но служа у греков символом любви, мирт символизировал и мрачную посмертную жизнь. В царстве теней мирт образовывал таинственные ходы и кущи, в которых бродили души людей, покончивших с собой от какой-либо невыносимой страсти. Миртовыми ветвями украшали также могилы особенно дорогих людей.

В происходящих в честь Венеры празднествах все греки украшали себя венками из мирта. Ими украшались и жених с невестой в день свадьбы. Кроме празднеств Венеры, мирт играл большую роль и в торжествах Цереры, Прозерпины и Вакха.

Мирту нашлось место и в быту греков: миртовые венки были знаком власти высших афинских чинов, с миртом же в руках приходили и ищущие сочувствия просители. Но особенно оригинален был обычай надевать миртовый венок на того, кто хотел декламировать стихи Эсхила или Симонида, что выражало особое почтение к этим поэтам. Миртом обвивали и лиру, когда кто-либо хотел спеть свою импровизацию.

Любопытно одно средневековое предание о превращении в это дерево одного мавританского рыцаря, который, как и многие несчастные, был пленен коварной волшебницей, превращавшей надоевших ей любовников в мирты, оливы, и даже скалы и животных. Однако отважный рыцарь владел белой магией и освободил не только себя, но и своих предшественников.

У римлян миртовый венок украшал голову бога брака — Гименея. Полагали, что мирт обладает возбуждающим действием. По этой причине подруги веселья — гетеры увенчивали 2 апреля статую Венеры-Эрицины миртами и розами, моля ее даровать им искусство нравиться. А благородные римлянки в апреле украшали себя миртом, принося жертву Венере, и молили богиню подольше сохранить им молодость и красоту. Обычай, подобный этому, сохраняется и в Италии, где женщины добавляют в ванны миртовую эссенцию с той же целью. Говорят, такими ваннами не пренебрегают и мужчины.

Кроме косметического, в древности мирт имел и медицинское значение. Винный настой плодов мирта считался эликсиром здоровья и бодрости, а молодые, ещё не распустившиеся, особым способом приготовленные бутоны применяли как укрепляющее желудок средство.

Храм Ромула, возведенного в ранг божества, в 306 г. до н.э. был украшен первыми в Риме песочными часами, а перед ними посадили два миртовых дерева — одно из них отождествлялось с патрициями, другое — с плебеями; верили, что по их росту даже можно судить о перевесе той или другой партии. А сплетенным из мирта венком чествовали в Риме героев за гражданские доблести или войну без пролития крови.

Из Греции и Востока обычай украшать миртовыми венками невест перешел в Германию. Теперь, из уважения к древнему обычаю, такими венками украшаются и великокняжеские невесты, как, например, в Бремене, где каждая свадьба сопровождается даже особым миртовым праздником. А во Франции во время свадеб мирт в горшке несут просто как атрибут празднества; в Англии мирт в венках и букетах — в большом употреблении при бракосочетании высокопоставленных лиц, особенно же особ королевского дома. Заметим кстати, что, любя влажный климат, мирт так прижился в Англии, что теперь его можно счесть за туземное растение; а ведь первое растение было привезено сюда в 1586 году двумя вельможами из Испании, где они находились как представители Англии. Эти же вельможи были первыми, кто известил английское правительство о формировании великой испанской армады и о грозящей Англии опасности; так что с введением в Англию мирта связано, можно сказать, избавление отечества вельмож от угрожающей ему беды.

С другой стороны, уже в средние века считалось, что видеть во сне листья мирта — не к добру.
Уважение к мирту сохранилось и в Новой Греции; по поверью, не следует проходить мимо миртового куста, не сорвав хоть малой веточки, если до старости хочешь сохранить юношескую бодрость и свежесть сил. Вера в бодрящую силу мирта сохранилась в Италии, где венки его — это знак молодости.
подготовила Екатерина Зиборова
Gardenia.ru
Эм пишет:
— К сожалению, статья содержит довольно много забавных ошибок: чем пользоваться арабскими историями, обратимся к первоисточнику — еврейским хроникам. Все растения, окружавшие Адама в Раю, окружают его потомков и поныне — Адаму не надо было ничего брать «на память». Мирт у евреев назывался (и называется) «адас». В «арбаа миним» — («арбаа» — четыре, «миним» — вида), а не «аранг миним», входит, помимо веток ивы, мирта и финиковой пальмы, не лимон (который нигде не называется плодом добра), а его близкий родственник — этрОг, «плод великолепия», его родина — Индия, в России его не знают.
«4 вида» символизируют единство евреев в служении Всевышнему, в частности мирт — символ неграмотного человека (мирт не обладает вкусом), делающего, тем не менее, много добрых дел (аромат). Несмотря на то, что Захария в пророчестве увидел ангела стоящим в миртовых зарослях, по этому поводу не появилось никаких особых предписаний для использования мирта — ни для украшения покойников или невест, ни для убранства шалашей, ни для других целей. Для «4 видов» же мирт используют с самогО откровения у горы Синай.
Всё о мирте на сайте Gardenia.ru
Легенды о растениях на сайте Gardenia.ru

Митра у античных авторов

Большую дискуссию вызвало упоминание Геродотом Митры как женского божества, не имеющее чёткого объяснения. Он пишет: «…от ассирийцев и арабов персы научились почитать Уранию (ассирийцы называют Афродиту Милиттой, арабы — Алилат, а персы — Митра)». Страбон исправляет его данные, указывая, что персы называют Митрой Гелиоса, то есть солнце. Милитта — это Мулиссу, жена Ашшура.

Все гипотезы, включая остроумные объяснения оговорок переводчика Геродота, де Йонг характеризует как сомнительные. Предполагалось также, что Геродот исходил из отождествления с планетой Венера. Чаще всего считают, что с Афродитой должна отождествляться Анахита.

Э. А. Грантовский вслед за В. В. Струве видит в сообщении указание на андрогинную сущность Митры. Гипотеза о женской сущности Митры может подтверждаться нахождением богини Миоро на кушанских монетах.

В произведении Ксенофонта «Домострой» Митрой клянется Кир Младший, а также перс Артабаз. По Курцию, Дарий III перед битвой при Гавгамелах призывал Солнце, Митру и священный огонь. В передаче Плутарха Дарий клянётся «великим светом Митры». Армянский царь Тиридат, обращаясь к Нерону, упоминал, что почитает Митру.

Рельеф с изображением Митры, сасанидского царя Шапура II и Ахура-Мазды

В надписи из Ксанфа Аполлон назван xšaθrapati (Митрой), а также Сараписом. В псевдо-Клементинах Митра также отождествляется с Аполлоном.

По изложению Плутарха, Митра занимает середину между Ормаздом и Ариманом, и потому его называют посредником. Де Йонг предлагает оригинальный перевод этого места: «Вот почему персы называют посредника Митрой», ссылаясь на пехлевийское migāncīg («посредник») — эпитет Митры. Та же функция посредничества с Друдж в яштах приписывается Сраоше. По Бенвенисту, она первоначально принадлежала Митре. В парфянских и согдийских текстах Третий Посланец манихейской религии также носит имя Митры.

Армянский автор Езник Колбский приводит такой рассказ: Ареман пригласил Ормазда на праздник, Ормазд отказался, пока их сыновья не сразятся. Сын Аремана победил, духи искали посредника и не находили, и тогда создали Солнце, чтобы оно судило их.

Римский император Юлиан Отступник, ссылаясь на гипотезы мистерий, упоминает о мнении, по которому Гелиос движется в области выше неподвижных звёзд, посредине между тремя мирами, причём срединность Солнца у Юлиана восходит к персидской доктрине, равно как и мнение о его астрономическом положении, хотя и использует аристотелевский термин «месотес».

Дионисий Ареопагит, рассуждая об упомянутом в Библии дне остановки Солнца при царе Иудеи Езекии, ссылается на персидские священные рассказы и празднования, которые маги совершают тройному Митре.

Лукиан упоминает золотую статую Митры, а Нонн отмечает почитание Митры в Бактрии и Вавилоне.

В известном своими мистификациями сочинении Псевдо-Плутарха «О реках» приведен рассказ о том, как Митра, желая иметь сына, но ненавидя женщин, совокупился со скалой, которая породила сына Диорфа, а тот, когда вырос, был убит Аресом и превратился в гору, на которой выросло необычное дерево. Де Йонг приводит к сюжету ряд параллелей: хеттскую «Песнь об Улликумми», Армилле из еврейского фольклора, рассказ об Агдистис, эпос нартов и рассказ об Амирани, и считает, что упоминание может отражать существовавший мотив.

Митраизм

См. также: Мистерии Митры

В последние века до н. э. возникла особая религия с культом Митры — митраизм, получившая распространение в эллинистическом мире, с I века н. э. — в Риме, со II века — по всей Римской империи; особой популярностью пользовалась в пограничных провинциях, где стояли римские легионы, солдаты которых были главными приверженцами культа Митры, считавшегося богом, приносящим победу; сохранились остатки многочисленных святилищ-митреумов вблизи римских лагерных стоянок. Значительную роль в распространении митраизма сыграли социальные низы, которых он привлекал тем, что провозглашал равенство среди посвященных в него и сулил блаженную жизнь после смерти.

Как пишет Плутарх, распространение таинств Митры по Средиземноморью связано с активностью киликийских пиратов в 60-е годы до н. э., которые совершали их первоначально в ликийском городе Олимп.

В мистериях и надписях Митра ассоциируется с орфическим божеством Фанетом. Мирча Элиаде считает, что легендарные детали биографии Митридата VI Евпатора (а отчасти также Кира Великого) отражают представления митраизма.

Во время мистерий говорится, что Митра родился от камня, а место совершения мистерий называют пещерой. Иустин Философ указывает, что диавол сообщил жрецам Митры это название, ибо Христос родился в пещере. Согласно Стацию, Аполлона ахеменийцы называют Титаном, а в пещере Персея его зовут Митрою, гнущим рога.

Порфирий, ссылаясь на некоего Евбула, отмечает, что пещеру в горах, цветущую и богатую источниками, впервые посвятил Митре Зороастр, причём эта пещера — образ космоса, созданного Митрой, а находившееся внутри — символы космических стихий и сторон света (аналогично, по Порфирию, космос сравнивали с пещерой пифагорейцы и Платон). Митра носит меч Овна (знака Ареса) и едет на быке Афродиты.

Христианский автор Иустин Философ называл предложение хлеба и чаши с водой вступающим в таинства Митры подражанием злых демонов христианству. Использование в них мёда отмечает Порфирий. Степени посвящения в мистерии Митры известны из надписей и письма Иеронима.. При посвящении в таинства Митры проводились истязания и испытания через огонь

По Тертуллиану, в этих таинствах совершалось приношение хлеба и представлялся образ воскресения. Цельс рассказывает, что в мистериях даются символы движения звезд и планет в небе и прохождения душ через них, причём символом служит семивратная лестница (семь врат связаны с семью металлами и семью божествами), и утверждает, что христиане многое заимствовали из этого учения (под христианами он понимает прежде всего секту офитов). У Клавдиана Митра назван вращающим звезды, а император Юлиан Отступник упоминает тайное халдейское учение о семилучном.

С конца II в. римские императоры (особенно Аврелиан и Диоклетиан) покровительствовали культу Митры. Во II—IV вв. митраизм был одним из главных соперников христианства.

Юлиан говорит о почитании Митры и справлении игр в честь Солнца раз в 4 года. В 303 году волшебник Феотокл, скрывшись в пещере, сделал Галерию прорицание, возбуждая к гонению на христиан.

Согласно историографам Августов, император Коммод запятнал священнодействия Митры убийством человека, хотя обычно страшное в них лишь говорится или изображается.

Пещеру Митры, которую Констанций II передал александрийской церкви, в 362 году Георгий Александрийский приказал очистить, и там нашлось множество черепов (по утверждению христиан, человеческих), которые по указанию Георгия Александрийского носили по городу как доказательство возможно совершавшихся там человеческих жертвоприношений и гаданий по внутренностям. Тогда в городе произошли беспорядки, и Георгий и некоторые другие христиане были убиты язычниками.

Одно из распространённых изображений на митраистских барельефах и росписях — тавроктония (заклание быка Митрой), например: Рельеф Митры. Митра, отвернув лицо, вонзает нож в бок жертвы. Когда бык умирает, извергнув семя (причём фаллос быка отгрызается скорпионом), из его мозга произрастает зерно, дающее хлеб, а из крови — виноградная лоза. Деяния Митры созерцают одетые подобно ему Кауто и Каутопат, держащие в руках факелы. Хотя Митра отождествлялся с Солнцем, на некоторых изображениях Sol и Митра показаны параллельно: либо Sol преклоняет перед Митрой колени, либо приказывает ему принести быка в жертву, либо пожимают друг другу руки и вместе едят мясо быка, причём им прислуживают слуги в звериных масках.

Также есть изображения испытаний при инициации. Обнажённый мист сидит с повязкой на глазах, а перед ним жрец с мечом. В сюжетах так называемого «митраистского объятия» Митра в виде льва покрывает быка (или другое парнокопытное животное), схватив его передними лапами; на фреске в капуанском митреуме на месте быка изображён обнаженный юноша, которого мистагог валит на землю, обняв сзади, в чём некоторые авторы видят гомоэротическое содержание такого ритуала, включающее ритуальную кастрацию неофита и излитие в него семени.

Происхождение римского митраизма

Митра убивает быка. Фреска из митреума.

В 1971 году в Манчестерском университете состоялся первый международный конгресс, на котором собрались исследователи митраизма. На этом конгрессе многие ученые поставили под сомнение иранское происхождение античного митраизма. Р. Гордон и Джон Хиннелс высказали предположение, что античный митраизм — это новый культ, не связанный с иранским, а имя Митры было позаимствовано им для придания авторитета и духа древности (первоначально гипотеза о неиранском происхождении культа была развита С. Викандером в работе 1950 года).

Как указывает М. Дрезден, иранские элементы в мистериях слишком значительны, чтобы отрицать их происхождение, однако сцены убийства Митрой быка на рельефах нельзя полностью свести к описанию убийства первобыка Ахриманом из пехлевийских сочинений. Согласно М. Элиаде, убийство быка скорее следует сопоставить с совершаемым Саошьянтом эсхатологическим жертвоприношением быка Хатайоша, с использованием жира которого и белого хома будет изготовлен напиток бессмертия, который дадут всем людям. В. Н. Топоров сравнивает этот мотив с участием индийского бога Митры в убийстве Сомы.

По одной из версий, Митра был рождён из камня в пещере. Епифаний Кипрский же говорит о рождении от богини-девы Коры бога Эона, которое отмечалось в Александрии 6 января (а Эон мог отождествляться с Фанетом и тем самым с Митрой).

Примечания

  1. Геродот. История I 131, пер. Г. А. Стратановского
  2. Страбон. География XV 3, 13 (с. 732).
  3. Jong, Albert de. Traditions of the Magi: Zoroastrianism in Greek and Latin literature. Leiden etc. Brill, 1997. P. 107.
  4. 1 2 de Jong 1997, p. 108.
  5. например: Бойс М. Зороастрийцы. СПб, 2003. С.99; Геродот. История. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. М., 1999. С. 632 (примечание 98 к книге I).
  6. Грантовский Э. А. Ранняя история иранских племен Передней Азии. 2-е изд. М., 2007. С. 347—349, ср. также комм. в: Авеста. «Закон против дэвов». СПб, 2008. С. 166—167.
  7. Ксенофонт. Домострой 4, 24.
  8. Ксенофонт. Киропедия VII 5, 53.
  9. Курций Руф. История Александра Великого IV 13, 12
  10. Плутарх. Александр 30.
  11. Дион Кассий. Римская история LXIII 5, 2.
  12. de Jong 1997, p. 33.
  13. Псевдо-Клементины 6.10 (de Jong 1997, p. 286).
  14. Плутарх. Об Исиде и Осирисе 46.
  15. de Jong 1997, p. 171.
  16. Яшт XI 14.
  17. ср. Бойс 2003, с. 113.
  18. Мифологии древнего мира. М., 1977. С. 351; МНМ. Т. 2. С. 156.
  19. de Jong 1997, p. 174.
  20. Юлиан. К Царю Солнцу 148а-b.
  21. см. также рассуждения о порядке светил у Анаксимандра (Вольф М. Н. Ранняя греческая философия и Древний Иран. СПб, 2007. С. 109—116).
  22. Ван-дер-Варден 1991, с.165-166; предисловие Т. Г. Сидаша (Юлиан. Сочинения. СПб, 2007. С. 92).
  23. Псевдо-Дионисий Ареопагит. Послание 7; de Jong 1997, p. 295; Схолии к Косьме Индикоплову III 59 (de Jong 1997, p. 376).
  24. Лукиан. Зевс трагический 8.
  25. Нонн. Деяния Диониса XXI 250
  26. Нонн. Деяния Диониса XXI 250; XL 410.
  27. Псевдо-Плутарх. О реках 23, 4—5.
  28. de Jong 1997, p. 290—294, ср. Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т. 2. М., 2002. С. 271.
  29. Плутарх. Помпей 24; Ван-дер-Варден 1991, с. 164.
  30. (de Jong 1997, p.310; Ван-дер-Варден 1991, с.181)
  31. Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т.1. М., 2001. С. 292; Т. 2. М., 2002. С. 260.
  32. Иустин. Диалог с Трифоном 70.
  33. Юстин. Диалог с Трифоном 78.
  34. Стаций. Фиваида I 717—720.
  35. вероятно, речь идёт об афинском платонике III века (см. упоминание: Порфирий. Жизнь Плотина 15)
  36. Порфирий. О пещере нимф 6, ср. 20.
  37. Порфирий. О пещере нимф 24.
  38. Юстин. Первая апология 66.
  39. Порфирий. О пещере нимф 15.
  40. Иероним, письмо 107; Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т. 2. М., 2002. С. 273.
  41. Григорий. Против Юлиана I 70, 89 (Григорий Богослов. Собрание творений. Т. 1. Мн., 2000. С. 109, 122).
  42. Тертуллиан. О прескрипции против еретиков 40.
  43. Ориген. Против Цельса VI 22 (Ранович А. Б. Античные критики христианства. М., 1990. С. 308—309).
  44. Клавдиан. Консульство Стилихона I 63 и комм. Шмаракова на с. 581.
  45. Юлиан. Гимн к Матери богов (Речи V 172d), см. комм. (Юлиан. Сочинения. СПб, 2007. С. 151).
  46. Юлиан. К Царю Солнцу (Речи IV 155b).
  47. Феофан. Хронография, 5794 год
  48. Лампридий. Коммод 9, 6.
  49. Сократ Схоластик. Церковная история III 2.
  50. Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т. 2. С. 272—273; Мифологии древнего мира. М., 1977. С. 351.
  51. Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т. 2. С. 274—275.
  52. Авеста. «Закон против дэвов» (Видевдат). / Пер. и комм. Э. В. Ртвеладзе, А. Х. Саидова, Е. В. Абдуллаева. СПб, 2008. С. 166—167, со ссылкой на: Bivar A. D. H. Personalities of Mithra in Arcaeology and Literature. New York, 1998. P. 22, 32—38.
  53. David Ulansey. The Mithraic Mysteries (Scientific American, 1989, No. 12).
  54. Мифологии древнего мира. М., 1977. С. 351 (оригинальное издание 1961 г.).
  55. Малый Бундахишн, гл. 30 (Зороастрийские тексты. М., 1997. С. 308); Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т. 2. С. 272—273.
  56. Мифы народов мира. Т. 2. С. 156.
  57. См. Кэмпбелл Дж. Мифический образ. М., 2002. С. 45—49, со ссылкой на Епифания. Панарион 51, 22; Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1980. С. 398—399 (о рождении девой сына).

> Литература

Записи созданы 2587

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх