Регулярный сад

Особенности пейзажного стиля

Это направление дизайна по-другому еще называют классический стиль, не требует выравнивания рельефа, перепады высот здесь естественное явление. Поэтому проектирование ландшафта предполагает сохранение природной обстановки с холмами и водоемами.

Сад в пейзажном стиле должен смотреться максимально естественно, но растения и кустарники должны быть ухоженными и аккуратными.

Дорожки и водоемы здесь отражают собой ассиметричную упорядоченность

При создании проекта важно продумать систему тропинок, по которым нужно перемещаться по саду. Грамотный дизайнер искусно скомпонует все эти детали, удачно разместит скамейки, фонтанчики, хозпостройки и живописные клумбы на участке.

Проект ландшафтного дизайна Важно! Для создания пейзажного направления требуется не менее 12 соток придомовой или дачной территории, так как маленький сад не передаст всей гармоничности ландшафта и отразит лишь небольшие детали английского стиля.

Особенности пейзажного стиля в ландшафтном дизайне:

  • Плавные линии с изгибами и изветвлениями для дорожек и тропинок. Такими же естественными должны быть берега водоемов. Никакой строгой симметрии и прямых геометрических линий.

  • Архитектурные элементы для организации экстерьера: беседки, мостики гармонично вписываются в пейзаж, не выделяясь из общей среды.

  • Приветствуется использование старинных статуй, скамеек в английском стиле.

Пейзажный стиль в ландшафтном дизайне

  • Клумбы и цветочные композиции органично вливаются в обстановку придомовой территории, их расположение – аккуратным холмиком, небольшой лужайкой.

  • Только натуральные материалы для организации экстерьера. Нет – пластику. Глина, дерево, камень, железо – основные инструменты для создания красивого и гармоничного облика участка.

  • Растения и кустарники, характерные для территории, где находится дом или дача. Неприемлемо – деревья тропического происхождения, травы и цветы в средней полосе северного полушария.

Цветочные композиции органично вливаются в обстановку

  • Природная гамма растений. Оттенки приглушенные: травянисто-зеленый, фиолетовый, серебристо-белый, светло-розовый. Пестрые цвета внесут разлад в английский стиль.

Приглушенные оттенки в пейзажном стиле На заметку! Неприемлемо искусственно формировать кроны деревьев и кустарников, подстригая их до геометрически ровных фигур, создавать топиарии. Достаточно дать свободно расти им, лишь немного корректируя процесс их роста. Это включает обычную санитарную обрезку кроны, прореживание.

Пейзажный стиль не подразумевает запущенности растений. Поэтому косить газон, ухаживать за цветами, выпалывать сорняки и другие хозяйственные работы выполнять требуется регулярно. Разве что это потребует меньше времени и сил, если бы у вас был современный ландшафтный дизайн в авангардном стиле.

В этом стиле отсутствует центральная точка, из которой могла бы открыться панорама на весь сад. Обозреть его можно только частично. Но с каждым переходом из одного места в другое взору «путешествующего» по участку открывается живописная картина.

Пейзажный стиль не подразумевает запущенности растений На нашем сайте Вы можете ознакомиться с самыми популярными в Подмосковье участками для строительства загородного дома. В фильтрах можно выставить желаемое направление, наличие газа, воды, электричества и прочих коммуникаций.

Как воссоздать красоту природы: правила и рекомендации

При создании этого стиля обратите внимание на многочисленные пейзажи, созданные природой.

Правила английского стиля требуют гармоничного расположения посадок. Более высокие элементы должны располагаться рядом со средними и далее плавно переходить на самые низкорастущие. Ярусное расположение растений: от дерева до кустарника, от цветов к газону – залог успеха.

Это важно! Несмотря на то, что тропинки требуют плавных изгибов, извилистости, это не означает, что дорожки от дома до хозпостроек должны петлять по всему саду. Удобное расположение всех элементов прежде всего.

При строительстве дорожек применяют камень плитняк, деревянные брусья, имитируя естественно появившуюся тропку

Этот стиль не терпит «загущенности» посадок, а также – обязательного использования каждого лишнего квадратного метра. Простор и свобода – девиз природы.

Роскошные фонтаны и альпийские горки применять нет необходимости, если на участке есть естественный луг с цветами и пруд с кувшинками. Максимальная нетронутость сада в сочетании с маскировкой «недостатков» территории только приветствуется.

Пруд с кувшинками в пейзажном стиле

Выбор растений на участке

Для создания пейзажного стиля чаще всего используют неприхотливые растения. Из цветов – это мальва, ирисы, анютины глазки. Также широко применяют непосредственно около построек и недалеко от них на клумбах крокусы и тюльпаны, дельфиниум.

В пейзажном стиле используют неприхотливые растения Это может быть интересно! В статье по следующей ссылке читайте о том, как оформить газон на даче: разновидности ландшафтных решений, уход + 45 фото.

Выбор деревьев ничем не ограничивается. В глубине участка для создания колорита можно посадить хвойные деревья (пихту, сосну). Вблизи искусственного водоема наиболее органично впишется плакучая ива или даже группа деревьев.

Обратите внимание! При обсуждении ландшафта нужно не забыть и про дизайн дома. Его облик должен гармонично вписываться в классический стиль ландшафтного дизайна. Не обязательно заказывать переделку фасадов, можно ограничиться созданием «растительного ковра», покрывающего дом снаружи. Растения украшают дом снаружи

Для южной стороны дома дизайнеры рекомендуют китайский лимонник, рододендрон, а для северной – душистый хмель, дикий виноград.

Таким же образом можно украсить беседку в зоне отдыха. Для реализации проекта многие владельцы дач и загородных домов используют обыкновенный плющ, виноградную лозу, плетистые розы, клематисы.

Плодовые деревья и ягодные кустарники чаще всего располагают с самой теплой и солнечной стороны: с юга или юго-востока. При создании этого стиля можно провести небольшое разделение участка на сад и огород и зону отдыха с друзьями, декоративный уголок.

Китайский стиль в ландшафтном дизайне

Наряду с английским стилем довольно большую популярность приобрели другие, похожие на пейзажный, виды ландшафтного дизайна. К одному из них относится китайский стиль.

Это направление основывается на восточном мировоззрении, согласно которому все в природе пронизывает энергия ци. Ее потоки свободно циркулируют лишь по «нерукотворным» контурам, не имеющим прямых линий, острых углов и симметрии.

Китайский стиль в ландшафтном дизайне Это может быть интересно! В статье по следующей ссылке читайте про о проекте ландшафтного дизайна: этапы проектирования и примеры лучших решений на фото.

Помимо этого главного признака китайский ландшафтный стиль имеет следующие особенности:

  • Все предметы экстерьера представляют собой завершенные композиции.

  • Из одного уголка сада должен открываться вид на другой живописный уголок. То есть пейзаж должен перетекать один в другой, создавая ощущение безграничности пространства.

  • Фонтанчики и водопады, ручьи располагаются в одном конкретном месте участка согласно правилам фэн-шуй.

Ручьи располагаются в одном конкретном месте

  • Китайская ограда не выделяется на общем фоне растительности, а сливается с рельефом, образуя единое целое.

  • Сооружение для чайных церемоний и других занятий всегда располагается в укромном уголке сада, вдали от посторонних глаз, где можно спокойно отдохнуть и насладиться пейзажем.

  • Многообразие растений – характерный признак для китайского сада.

Все элементы экстерьера обязательно располагаются в соответствии с фэн-шуй, уравновешивая друг друга. Так, рядом с огненной стихией, то есть предметов символизирующих огонь – красного цвета, не должны располагаться водные элементы.

На заметку! Для философского китайского сада характерны спокойные тона, деревья и кустарники должны способствовать отдыху. Хорошо, если в любом уголке сада можно уютно расположиться и помедитировать. Для китайского сада характерны спокойные тона

При выборе деревьев отдают предпочтение хвойным породам, символизирующим здоровье и долголетие (можжевельник, пихта, сосна). Непременным атрибутом любого китайского сада должно быть карликовое дерево бонсай.

История

В середине XVI века на склонах холма Боболи во Флоренции, в резиденции герцогов Медичи заложили новые сады. Лелеяли их долго, воплощая эстетические тезисы, проверенные временем, и совершенно новые идеи. Например, благодаря специально обустроенным возвышенностям, впервые в истории ландшафтного искусства из парка открывался вид на город.

Флорентийские сады стали квинтэссенцией всего, что создали до этого не только садоводы, но архитекторы и скульпторы. Здесь были широкие аллеи, посыпанные гравием, и длинные осевые дорожки, дубы, кипарисы, лимонные деревья в кадках, розы и лилии в огромных цветниках…
А еще амфитеатр, где впервые в мире зазвучали оперные арии, колоннады и террасы, рукотворные пруды с островками, фонтаны и гроты, артефакты из Греции и древнего Египта.

Не заметить сады Боболи было невозможно. Андре Ленотр, потомственный мастер озеленения, придворный садовник Людовика XIV (известно, что французский монарх был сильно увлечен садово-парковым искусством), создал проект версальского парка, взяв за основу сады Боболи.

Стиль, который возник в результате, ошеломил Европу и пленил её. Парки в регулярном стиле стали появляться в Англии, Испании, Австрии, России… Однако Версаль остался абсолютным, как чистый бриллиант, эталоном регулярности.

Версаль

Сады около версальского дворца формировались почти 40 лет. Мастер Ленотр преследовал технически сложную, честолюбивую цель: создать иллюзию бесконечности, безбрежности ландшафта, а также доказать при помощи технических уловок, что французский король властвует не только над своими подданными, но и над природой.

Что ж, Ленотру это удалось. Сады Версаля и сегодня остаются мерилом мерил, если речь о регулярном стиле. Все остальные парки, по умолчанию, повторяют клише, заданные мастером Ленотром.

Первый среди них – масштабность. Людовик XIV обожал свежий воздух, солнце и ветер, длительные прогулки, не терпел тесноты и сдавленности парижских улиц. Безусловно, это было учтено при создании версальского ансамбля. В итоге королевские сады раскинулись на огромной, совершенно не мыслимой для той эпохи территории – на площади 8300 гектаров.
Их зеленая скатерть простиралась с востока на запад, как бы следуя за солнцем. Утром его первые лучи осеняли зал Славы, пробуждали дворец, заглядывали в королевские покои… И гасли на закате у Зеркальной галереи. Солнце, персональный символ французского монарха, стало также символом Версаля, его невероятных, поражающих воображение садов.

На каких же принципах, расчётах и секретах зиждился этот эффект?

Концептуальные особенности регулярного стиля

Планировка

Регулярный сад – очень взыскательный жанр. Он не терпит неточностей, мелких погрешностей, планировки «на глаз».
В его основе – математически выверенная схема, абсолютно правильная геометрия, точные и строгие пропорции, зеркальная симметрия.
Неумолимой геометрии подчиняются даже кусты и деревья: контуры посадок, а также их верхушки такие ровные как будто поработала гигантская рука, вооруженная линейкой, циркулем и транспортиром.

Особняк является центральной точкой парка, главным его украшением. Из этого следует, что дом и сад должны быть связаны концептуально и выглядеть достойной парой: монументально, пафосно, парадно. Кстати, дом не закрывается растительностью, деревья рядом не высаживают. От сада особняк отделяет либо партер, либо условная изгородь из тщательно подстриженных кустов.
Главная ось регулярного сада тянется перпендикулярно задней стены дома. Её пересекают одна или несколько длинных аллей. Вдоль центральной оси обустраивают либо водоём, окруженный кустарниками, либо газон.
Водоём при этом служит зеркалом – усиливает симметрию, удваивает высоту живого обрамления.
Партеры, включая кружевной, располагают вблизи дома; их «кавалькада» должна быть видна из окон и с балконов.

Перспектива

Классический сад обозревается до горизонта. Для этого сооружаются террасы, которые, возвышаясь над партерами и боскетами, позволяют любоваться ими сверху.
На пересечении аллей ставятся скульптуры, что усиливает перспективу и, одновременно, впечатление порядка.
Для придания парку «бесконечности» не возбранялось использовать оптические трюки. Например, при стрижке деревьев, окаймляющих аллеи, применяли градацию – чем дальше от дома, тем меньшие кроны формировали. Или намеренно сужали сами аллеи. Все это усиливало эффект отдаленности, протяжности сада.
Ещё одна ловкость – декоративный ров, вторая сторона которого, благодаря подпорной стенке, незаметна глазу. Неудивительно, что ров-обманка получил название «аха»: говорят, такой возглас издавали люди, увидевшие хитрое сооружение впервые. Ахи строили, когда нужно было зонировать сад, поставить ограду, не нарушая целостный образ ландшафта и безбрежность панорамы.

Партеры

Открытые участки прямоугольной, овальной, квадратной, круглой формы – непременный атрибут регулярного парка. С виду это зелёный «зал», отделённый от сада плотной живой изгородью. При его оформлении, кроме растительности, применяют песок различного оттенка и фактурный гравий.
Обязательное условие – главный партер должен быть виден из дома, как сцена из ложи.

А главные среди партеров – кружевные. Они требуют больше оформительских средств, а также мастерства, ведь следует создать узорный «ковер» из кустарника. С этой целью самшит или тис фигурно выстригают, добиваясь курчавой рельефности. Если просто партер может обойтись без цветов, то в кружевном они обязательны.

Боскеты

Ещё один неукоснительный фрагмент регулярного ландшафта. По сути, это искусственная рощица, сплошная зелёная стенка. Рука искусного мастера может придать ей различную форму и объём, стилизуя под арку или под башню.
Известно, что реставрируя версальские сады, Ленотр добавил не менее десятка разных боскетов.
Среди их видов самый типичный – боскет-кабинет. Его образуют кусты, рассаженные по периметру газона и создающее уютное, замкнутое пространство.
Обыкновенный боскет – группу деревьев одной высоты – располагают в самой дальней точке территории, это финал сада, его зелёный «занавес».

Аллеи

В регулярном парке они безукоризненно прямые, ровные, как струны. Деревья вдоль необязательны, это зависит от общего замысла.
А вот «гусиная лапка» – очень характерная деталь для регулярного ландшафта. Это радиальные дорожки, три или пять, которые выходят из одной площадки.

Топиар

Топиар — это декоративная стрижка кустарников и деревьев.
Низкорослые деревья и кусты фигурно подстригали еще в древнем Риме, а в годы Ренессанса топиар получил распространение по всей Европе. Из деревьев «лепили» очертания птиц и животных, колоннады и купола, даже фигуры людей.
Впрочем, версальский топиар – чопорный, без выкрутасов. Это низкие прямоугольники, служащие изгородями и стенами зелёных лабиринтов, обелиски, кубы, конусы, спирали или сферы.
Максимальная вольность, которую можно увидеть в Версале, – конфигурация двух или трёх геометрических форм, например, конус на шаре или сфера на кубе.

Водоёмы

Выбор их формы тоже ограничен геометрией Эвклида. Пруд может быть квадратным, прямоугольным, круглым или овальным, с четко очерченными, акцентированными берегами.
Самый большой, главный водоём называют водным партером. Однако прудами перечень водных ресурсов, характерных для регулярного сада, не ограничивается.
Версальский шик – ещё и фонтаны, расположенные автономно, а также посредине прудов, каналы и каскады. Часть из них создана исключительно для визуального удовольствия, а часть – для лодочных прогулок и стекания воды, которую выплескивают фонтаны.
Украшают бассейны окантовки из топиара и прекрасные изваяния – персонажи античных мифов.

Гроты

Белокурая авантюристка, героиня книги «Анжелика и король», ожидала Людовика в гроте Тетис. Который, утверждают авторы бестселлера, «представлял собой изысканную достопримечательность» Версаля.
Версальские гроты отделаны раковинами и крапчатым мрамором, украшены барельефами и скульптурными сценами из легенд, оснащены воротами, скамейками, внутренними фонтанами. Искусственные пещеры, однако, выполняли и практическую функцию, например, грот Фетиды удерживал на крыше резервуар с запасами воды.

Скульптуры

Классический сад в регулярном стиле выглядит так, что трудно сказать, чего же в нём больше – деревьев или статуй.
Известно, что в Версале свыше двух тысяч различных скульптур: от сравнительно простых ваз и цветочных вазонов до сложных композиций.

«Жители» регулярного сада – античные боги и полубоги, олимпийцы, титаны, циклопы и музы. Из плотных изумрудных «стен» выглядывают нимфы и дриады, пегасы и кентавры, а над водной гладью застыли сирены, наяды, тритоны всех оттенков мрамора.

Зодчество и сценичность

Созданием роскошных регулярных парков руководили известные в ту пору архитекторы. Благодаря их знаниям и приёмам ландшафт выглядит объёмно, выпукло и многомерно. Не зря планировка регулярного сада похожа на проект дворца, подчиненный классическим правилам.
При помощи растительности «строятся» бордюры и стены, зелёные коридоры, вестибюли, салоны и залы. Они переходят друг в друга, чередуются, создают анфилады. Водные каскады напоминают «лестницы», лужайки покрывают «коврами» из цветов и травы, а вдоль аллей «вешают» зелёные, из деревьев «портьеры». Внутрь некоторых боскетов специально ставили мраморные столешницы, чтобы усилить сходство с комнатой. Имитировали даже канделябры – с помощью фонтанных струй. Как видите, источником идей для формального парка всегда была архитектура.

Вторая важная ипостась сада – его театральность. Людовик XIV, подобно Нерону, мнил себя актёром и охотно играл в придворных балетах. Поэтому Версаль воплощался не только как место для прогулок, но как площадка для спектаклей. Это сообщает саду, во-первых, дополнительный объём, места для танцев, постановок, «королевских дивертисментов». А во-вторых, такие компоненты театральности, как водный орган, лабиринт из фонтанов и другие выдумки.
По сути сад в регулярном стиле – сплошной театр, сооруженный из растительности, камня и воды.

Деревья и цветы

До XVII века цветоводства, можно сказать, во Франции не было. Версаль преломил и эту традицию, хотя клумб в регулярном саду не так уж и много. Размещают их максимально близко к дому, чередуя грядки цветников с вазонами.
Сохранился документ, согласно которому в первые годы Версаля его украшали 20 тысяч жонкилий, 23 тысячи цикламен и 1700 лилий. Позже к их компании приобщились привезенные из Нидерландов тюльпаны, а также розы, прибывшие из Турции.
Первые деревья переносили в парки из лесов. Типичные для регулярного сада – липы, вязы, грабы, каштаны, акации, буки. Их верхушки вплоть до XVIII века подрезали под прямую линию.

Регулярный ландшафтный стиль сегодня

Его трудно создать даже на обширной территории. Что уж говорить об обычном участке.
Впрочем, элементы стиля привнести в ландшафт можно, тем более, что современный регулярный сад допускает отклонения от жёсткого «версальского кодекса».
Принципы регулярного парка стали переплетать с чертами пейзажного сада, с китайскими «нотами», штрихами модерна.
Кружевные партеры уступили место газонным, в современном регулярном парке появились «острова» с естественной растительностью, номенклатура которой значительно расширилась.

Какие приёмы использовать в саду, чтобы приблизить его к регулярному стилю, пробудить ассоциации с эрой пышных париков и позолоченных шпаг?
— Скажем откровенно: нужны средства. Даже уголок в регулярном стиле обойдется недёшево, ведь для его обустройства требуются дорогие, природные материалы. Если беседка – то из естественного камня или породистой древесины. Если статуя, то уж, конечно, не гипс, а мраморная копия.
Проще с цветами. Нарциссы, гиацинты, тюльпаны, ирисы и лилии в прямоугольных или же овальных цветниках обязательно напомнят о Версале. Только имейте в виду, что буйство красок неуместно, регулярный ландшафтный дизайн – это скорее сдержанные тона: белый, синий, фиолетовый, изредка розовый и желтоватый. Ведь сад в регулярном стиле – триумф человека, а не природы, превосходство разума, а не стихии.

Элементы сада в пейзажном стиле

Дорожки и площадки – выполнение возможно из натурального камня, либо гранитной плитки, со временем они создадут ощущение старого сада, где природа внесла свои коррективы в рукотворный ландшафт.

Так же подойдет гравий, спилы дерева (или их имитация из искусственного камня), любые твердые покрытия в газоне (например, вышеупомянутый камень). Линии дорожек в пейзажном саду плавные, асимметричные.

Вода – в пейзажном саду максимально натуралистична: либо представляет собой шумный лесной ручеек, либо озеро с берегами, утопающими в камышах, с лилиями на поверхности.

Растения – высажены по принципу ярусов: у границ – высокие деревья, затем – кустарники – от высокого к низкому, и через цветники либо карликовые кустарники объемные элементы переходят в плоскость газона. Часто при подборе ассортимента стремятся к созданию сада непрерывного цветения, построенного на смене пика декоративности разных растений.

Вертикальное озеленение – допускается использование арок, пергол, высадке лиан вдоль стен, ограждений, около веранд и беседок.

Цветники – в основном миксбордеры, сочетающие в себе многолетние травянистые растения с разным сроком цветения или пестролистностью с красивоцветущими и декоративнолистными кустарниками. Основное правило – добиться постоянной смены цветущих растений, возможно – даже цветовых гамм, чтобы подчеркнуть красоту смены сезонов.

Советы при проектировании сада в пейзажном стиле.

  1. При подборе посадочного материала большую роль играет динамика роста растения. Вполне можно купить спирею или дерен белый небольшого размера, за год – два они практически достигнут своего максимального размера. А вот покупать ель высотой 0,5 метра не рекомендуется.
  2. Растения смотрятся гораздо выигрышнее, если их высаживать небольшими куртинками, а не по одной штуке. Кстати, это одно из отличий европейского ландшафтного дизайна от российского.
  3. Пейзажный стиль исключает наличие топиарных форм, явной стрижки растений. Но это не значит, что нужно все пустить на самотек – многие растения достаточно агрессивны и способны забить более слабые, но высокодекоративные виды. Главное, чтобы вмешательство не бросалось в глаза: никто не заметит оградительной полосы, вкопанной в землю и ограничивающей пестролистную сныть, или немного подрезанный девичий виноград, забирающийся под крышу дома.

В заключение хотелось бы отметить, что, хотя пейзажный сад один из самых распространенных в ландшафте на данный момент, он не так прост, как кажется на первый взгляд. Подражание природе – одна из самых сложных задач, но взамен Вы получите пышный сад, прекрасный в любое время года, пение птиц и ощущение гармонии с окружающим миром.

Сад в пейзажном стиле

Немного истории

В конце 90-х мы приобрели участок в 15 соток луга, по периметру которого росли вековые деревья – остатки барской усадьбы. Все основные материальные и творческие ресурсы были брошены на сооружение дома. Чуть позже нам покрыли участок весьма неплохим газоном, проложили дорожки шириной в один камень, посередине соорудили альпийскую горку, перед домом – три клумбы, а сбоку – огород и парник. Вскоре мы приобрели участок у соседа. На нем росли могучие липы. Как они пахли, когда цвели! Это было предложение, от которого невозможно отказаться.
Муж выдал задание: все закутки сада должны быть проработаны, чтобы появились милые уголки, скамейки, площадка для чаепитий и места для культурного времяпровождения с друзьями. «И обязательно хозяйственный двор!» – сказали мама с папой. Они голосовали за приобретение участка, поскольку он решал именно эту задачу. Наняли специалистов, и работа забурлила. Были разбиты новые газоны и посажено более 300 деревьев и кустарников.

Даешь достойное обрамление!

Вскоре в гостях у своих друзей в саду под Киевом мы увидели скульптуры из известняка. Познакомились со скульптором, мы согласовали эскизы, и через три месяца он пригласил нас на просмотр.

Скульптур было шесть, они были чудесными, но нам хотелось счастливого числа 7. Муж с ходу предложил кандидатуру барана.
Когда скульптуры появились в нашем саду, они не просто его изменили, но и потребовали новых ландшафтных решений. Мне захотелось поднять на совершенно новый уровень цветовые решения, добавить скульптурам красочного растительного обрамления, сделать сад интересным во все времена года.
Были и другие причины, заставившие нас подумать о переделке сада: огромная площадь газона – более 25 соток. Покос хорошей широкозахватной самоходной косилкой занимал 5 часов, травой можно было кормить стадо коров, с участка стало невозможно вывести кротов, дорожки были узкими и неудобными. К этому времени я нашла «своего» дизайнера, а когда узнала, что она руководит учебным центром «Цветущая Планета», незамедлительно записалась на курсы.

Эпоха цивилизации

Елена Константинова не сразу согласилась взяться за наш сад. Но однажды мы заманили ее в гости, пили чай, вели дачно-садовые разговоры. Позже она призналась, что сразу влюбилась в наши вековые липы… Мы провели много часов, обсуждая будущий сад. Ее предложения были настолько созвучны нашим идеям, что мы без колебаний отдали ей свободу действий и ни разу не пожалели об этом.
Мир переворачивался на наших глазах. Причем в буквальном, а не переносном смысле – сотни кубических метров земли перекочевали из одних концов участка в другие. При этом дополнительно была закуплена только одна машина плодородного грунта! В итоге весь участок оказался полностью переориентирован, выровнен и сдренирован.
Появился новый пруд площадью около 40 м2 с плавной береговой линией. В нем есть глубокое место для зимовки карасей и зоны мелководья с болотными ирисами и рогозом. Мы никогда и не предполагали, что в нашем климате могут произрастать нимфеи таких размеров и дивной красоты. Сбылась и мечта мужа о полноводном ручье с широким руслом.

По берегам вольно произрастают манжетки, гвоздики, ирисы сибирские, герани, а на схеноплектусе летом качаются разноцветные стрекозы. Ручей берет начало от бьющего из скалы ключа, у истока которого растет очень красивая плакучая рябина. Появились новые подпорные стенки сухой кладки, небольшие ступени с карманами для почвопокровных растений усилили декоративный эффект.

Расстановка 7 фигур

Живописную аллею длиной 15 м украшают фонари. Она взята в перголу, увитую девичьим виноградом, клематисами, лимонником, жимолостью. В конце, в обрамлении чубушников и парковых роз, гордо стоит скульптура «Петля времени» – подобие ленты Мебиуса на дорической колонне.
«Девушка» грациозно приземлилась к листопадным рододендронам на фоне черных сосен среди наперстянки пурпурной. Весной она «собирает» тюльпаны, а в июне – землянику. Окруженная стрижеными формами, это, несомненно, самая эффектная композиция сада.
«Улитка» ползет себе под огромными липами по дорожке из глянцевых листьев барвинка, весной – среди разноцветных крокусов и тюльпанов, а летом прячется в астильбах и папоротниках.
«Барашек» мирно пасется среди тимьянов, карпатских колокольчиков и овсяницы, сверху над ним парят анемоны.
«Волна» изгибается и наливается силой под елью. Ель с момента нашего с ней знакомства из малютки вымахала в огромную красавицу, и только ежегодная стрижка не дает ей вырасти до размеров кремлевской новогодней елки.
На подпорной стенке за домом, среди можжевельников, кустов чубушника и парковых роз, важно стоит «Возрождение» – самая большая из скульптур.
И, наконец, перед домом, среди многоярусных цветников умостилась небольшая скульптура «Два сердца». Не очень заметная, скромная, как первая любовь, но она во все времена года окружена ореолом ярких цветов, символизирующих силу и радость этого чувства.

Прогулки по саду

По территории были проложены широкие дорожки из серого песчаника. Чтобы скрасить их цветовое однообразие, мы уложили их вперемешку с желтым песчаником, а так же вкрапили морские камушки из Крыма. Наконец-то можно пройтись рука об руку! Дорожка, плавно изгибаясь, провожает нас от одного уголка сада к другому через кованый мостик, мимо цветущих луков, усыпанной цветами или ягодами калины, кованой беседки, вокруг которой наши всегда молодые родители накручивают круги терренкура.
Кусты и деревья соединились в очень разнообразные по формам, структуре и цвету группы. Муж впоследствии признался, что и не предполагал о существовании в природе такого количества оттенков зеленого и желтого. Еще он относит к достоинствам нашего сада сочетание практицизма и красоты – основы стиля модерн. Мы с одним помощником управляемся с садом, поскольку он технологичен и достаточно прост в уходе.

Многочисленные отсыпки из гальки и мульчи из сосновой коры, огромные куртины многолетников, высаженные монохромными пятнами, не оставляют никакого шанса сорнякам. Композиции и цветники, освободившие газон от одиночных посадок, сделали его удобным для стрижки и ухода. И только нескольким полянам крокусов позволено нарушать гладь газона ранней весной, когда все вокруг еще не очнулось от зимней спячки.
Стриженые формы из самых обычных кустов барбариса, спирей, стефанадры и боярышника вместе с вечнозе-леными растениями создают объем, форму и структуру сада и особенно незаменимы зимой и ранней весной. Комбинации всевозможных вертикальных кованых и деревянных конструкций, каменных поверхностей и изваяний позволили создать милые уголки и зеленые комнаты, о которых мы подсознательно мечтали.
Мы хотели, чтобы у нашего сада был не французский или английский, а именно русский акцент. Чтобы в нем соединялся размах русской усадьбы с уютом старой московской дачи. И в то же время, чтобы он был современным и вобрал в себя достижения ландшафтного искусства. Мне выпало счастье участвовать в исключительно интересном и захватывающем процессе создания Сада с большой буквы. Он стал нашей гордостью, местом проведения семейных праздников и встреч с друзьями, а скульптуры – его визитной карточкой.

Иллюстрации к материалу: Ольга Копытова, Ольга Петина.

Записи созданы 2587

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх